Предваряя чтение книги Джанин Джонстон «ОТКРЫВАЯ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ»

Для многих христиан Ветхий Завет — это terra incognita. Незнакомые имена, странные обычаи, «око за око» и многое другое приводит к мысли, что все это «не о нас и не для нас».

Как ни странно, подобное представление — о том, что Ветхий Завет не связан с Новым, — встречает поддержку даже среди верующих. Нередко Ветхий Завет и вовсе не рекомендуют читать.

А ведь именно ветхозаветные книги и есть то Писание, о котором так возвышенно говорят Христос и апостолы, именно оно ставится во главу угла ищущим спасения.

Между тем бытует мнение, что Ветхий Завет отменен и не нужен для христиан, или еще более дикие представления о том, что Бог Ветхого Завета — это «злой и жестокий бог», не имеющий никакого отношения к Богу Нового Завета.

Однако Ветхий Завет — такое же Откровение Божие, как и Новый (Евр. 1:1–2).

Оба Завета составляют единое свидетельство о Божественном и Предвечном Слове, Которое пришло в мир для спасения человечества (см. Ин. 1:12–13; 20:31).

Отношение между двумя Заветами — это отношение обетования и свершения.

Ветхозаветная история понимается как приготовление для принятия человечеством Божественного Мессии, новозаветная — как пришествие Спасителя и исполнение всех обетований. Именно Он является основной темой Библии, начиная с первых глав Книги Бытия (Быт. 3:15) и кончая последними главами Апокалипсиса (Откр. 21:6, 21; 22:20).

Замечательны по этому поводу слова Блеза Паскаля: «оба Завета взирают на Него, Ветхий как на свое упование, Новый — как на образец, и оба как на свое средоточие».

Прп. Симеон Новый Богослов говорил: «Все Божественное Писание, Ветхое и Новое, ведет естественно больное человеческое естество к Иисусу Христу, единственному Врачу душ и телес наших».

Отношения Ветхого и Нового Завета между собой и их внутренняя органичная связь хорошо выражены в известном латинском двустишии, которое приписывается блаженному Августину: «Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet», то есть «Ветхий Завет в Новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается».

Хотелось бы отметить одну особенность в некоторых изложениях Священного Писания Ветхого Завета.

Обычно они представляют собой рассказы о библейских героях и событиях, которые происходили когда-то очень давно. Все это, конечно, интересно, но в результате теряется понимание того, для чего христианину необходим Ветхий Завет и как он связан с Новым.

Такое увлечение историей не дает возможности увидеть Ветхий Завет как рассказ о Мессии. Поэтому читатель лишь случайно слышит упоминания о Спасителе. Он видится им заслоненным длинным рядом ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков.

Только немногие из изучивших Ветхий Завет приходят к выводу, что эта история в своей сущности есть история подготовки Богом евреев и всего человечества к принятию Искупителя, а вовсе не изложение событий из жизни родоначальников и вождей избранного народа.

Книга Джанин Джонстон действительно открывает неизведанный Ветхий Завет для нас и о нас.

Перед автором стояла трудная задача. С одной стороны, надо было дать точное изложение и разъяснение книг Ветхого Завета, а с другой — сделать это описание увлекательным для чтения. Автор с поставленной задачей эффективно справился.

Просмотр только одного оглавления впечатляет. Автор разобрал все канонические книги и изложил множество историко-культурных, географических и тому подобных фактов. Такие моменты трудно увидеть при поверхностном чтении. Для этого нужно знать материал на очень высоком уровне.

Конечно, эти факты давно известны специалистам, но в то же время могут быть незнакомы тем, кто интересуется Священным Писанием.

Джанин Джонстон не боится касаться и таких сложных вопросов, как взятие Иерихона, Божий указ «херем», смерть за грех. Именно на эти места ссылаются, когда говорят о «жестокости Ветхого Завета»

Полезным будет и раздел «Домашнее чтение». С точки зрения автора чтение Слова Божия рассматривается как один из способов богообщения. Благоговейное чтение Священного Писания не только дает нам знание о Боге, но и отчасти знание Самого Бога, т. е. в некоторой мере приобщение к Нему.

Еще одним несомненным плюсом книги является педагогический опыт автора. Этот опыт помог ей, во-первых, доступно изложить материал. Написать сложный справочник не так уж и трудно: собрать цитаты, правильно их расположить, все «пересыпать» греческими и еврейскими словами. А вот написать так, чтобы библейский текст был понятен и неспециалистам в области библеистики, очень сложно.

Также чувствуется личное отношение автора к исследуемой книге. Иногда при чтении некоторых работ видится, что авторам все равно о чем писать.

В данном случае чувствуется заинтересованность Джанин Джонстон всей своей работой.

Автор показывает, что книги Ветхого Завета — не только история еврейского народа. Они актуальны и для нас, потому что могут многому научить современных верующих.

В то же время это не сборник проповедей. Книга показывает серьезное отношение к Писанию.

Книга Джанин Джонстон «Открывая Ветхий Завет: книга для чтения и размышления» станет ценной находкой для всех тех, кто хочет жить по словам святого Григория Нисского: «Когда я ложусь, я думаю о Слове Божием. И забываясь во сне, я думаю о нем же. И просыпаясь и бодрствуя, не отнимаю ум от живительной влаги божественных Словес».

Добыкин Д. Г., кандидат богословия, доцент,
Ученый секретарь кафедры библеистики
СПб Православной Духовной Академии