Труды СПбХУ №11

Труды СПбХУ №11

Представляем вашему вниманию новое идание из серии «Труды СПбХУ: Евангельские христиане-баптисты: региональная история (Тульская область, Республика Чувашия)».

 

В книге представлены работы Вячеслава Павловича Бартова «Евангельские христиане-баптисты в Тульской области: повседневная жизнь верующих

(1945–1991 гг.)» и Анны Станиславовны Павловой «Евангельские христиане-баптисты в Чувашии в 1945–1991 гг.». Авторы исследуют послевоенную историю общин ЕХБ в этих регионах, делая особый акцент на повседневной жизни верующих. Издание рассчитано на историков, религиоведов, краеведов, конфессиональных служителей, изучающих опытсвоих предшественников, студентов христианских учебных заведений, а также и всех читателей, интересующихся региональной историей христианства в России.

Составитель, научный редактор и автор предисловия Т. К. Никольская

 

По вопросам приобретения обращайтесь в книжный магазин «Литера» (Нарвский пр. 13 Б). Цена 400 рублей.

Время работы:
вторник — пятница с 14.00 до 20.00
воскресенье с 12.00 до 18.00
понедельник и суббота — выходной

Контактные телефоны: +7 911 9121597 +7 931 3154860

Для заказа по почте, свяжитесь с Константином Вячеславовичем Глазковым, konstantinglazkov@bk.ru

 

 

В течение последних 10-15 лет среди историков и религиоведов заметно возрос интерес к региональной истории конфессий русского протестантизма. Появляются новые диссертации, монографии, сборники архивных документов. Их ценность заключается, во-первых, в выявлении конкретных деталей, обстоятельств, которые неизбежно упускаются из внимания или затрагиваются мимолётно в фундаментальных исследованиях. Во-вторых, благодаря отдельным работам, складывается общая, подробная картина истории русского протестантизма в масштабах всей страны, выявляются региональные особенности развития конфессий, а также реализации государственной вероисповедной политики.
В Санкт-Петербургском христианском университете за время существования магистерской программы по истории Церкви многие магистранты обращались к исследованию региональной истории русского протестантизма. Среди успешно защищённых диссертаций на эту тему особо следует отметить работы Дмитрия Демченко – о евангельско-баптистском движении на Северном Кавказе, Романа Реутовича – о церкви ЕХБ г. Орёл, Максима Потапова – о протестантских общинах республики Коми… Думается, в будущем Университет будет продолжать публикации лучших диссертаций по истории христианства.
В данном сборнике представлены две магистерские работы: Вячеслава Павловича Бартова «Евангельские христианебаптисты в Тульской области: повседневная жизнь верующих (1945–1991)» и Анны Станиславны Павловой «Евангельские христиане-баптисты в Чувашии в 1945–1991 гг.». Обе диссертации были успешно защищены в Санкт-Петербургском христианском университете в 2015 году. Они близки по тематике, по своим целям и задачам, совпадают по хронологическим
рамкам. В обоих случаях авторы исследуют послевоенную историю общин ЕХБ в отдельном регионе, делая особый акцент на т. н. повседневной истории. В центре внимания авторов – жизнь верующих ЕХБ внутри церкви и за пределами общины (в семье, на работе, в советском обществе), их отношения друг с другом, с протестантами близких течений, с атеистическим окружением, государственными и общественными структурами.
Вместе с тем, работы не повторяют друг друга. Прежде всего, в них представлены два разных региона, каждый из которых по своему интересен для истории русского протестантизма. Тульская область расположена в Европейской части России, в т. н. Средней полосе, южнее г. Москвы. Географическое положение придаёт региону особую специфику: с одной стороны, это русская «глубинка», с другой – она находится относительно недалеко от столицы страны. Традиционно здесь было широко распространено русское богоискательство, развивалось сектантство, а в последней четверти XIX века появились пашковцы (евангельские христиане). В XX веке самой многочисленной протестантской конфессией стали евангельские христиане-баптисты. В 1961 году именно в Тульской области зародилось движение баптистов-инициативников. В дальнейшем здесь были представлены общины ЕХБ всех трёх направлений – общины ВСЕХБ, СЦ и автономные. В настоящее время Тульская область относится к Центральному федеральному округу РФ, а евангельские христиане-баптисты по прежнему остаются заметным явлением местной религиозной жизни.
Совершенно иную специфику имеет республика Чувашия, входящая в состав Приволжского федерального округа РФ. До революции 1917 года эта территория относилась к Казанской и Симбирской губерниям. В качестве отдельного субъекта Чувашия появилась на карте России в первые годы советской власти: сначала как Чувашская автономная область (1920 г.), а затем как Чувашская АССР (1925 г.). И если Тульская область – полностью русскоязычный регион, то в Чувашии распространён также и чувашский язык. Оба языка – русский и чувашский – имеют здесь статус государственных.
Традиционное проживание в Поволжье разных народов с различными национально-религиозными и культурными традициями оказало влияние на местную религиозную жизнь.
Христианизация чувашского народа началась в России задолго до революции 1917 года. Переводы отдельных книг Библии на чувашский язык были сделаны ещё Российским библейским обществом и опубликованы в 1820 году. Во второй половине XIX века выдающийся чувашский писатель, просветитель и педагог И.Я. Яковлев перевел на чувашский язык Новый Завет и отдельные книги Ветхого Завета.
С появлением на чувашской земле первых евангельских христиан и баптистов началась их миссионерская деятель ность среди чувашей. В зависимости от национального состава общин ЕХБ, богослужения в них проходили как на русском, так и на чувашском языках, или на обоих попеременно.
И хотя А.С. Павлова лишь отчасти касается «чувашского вопроса» (когда пишет о богослужениях и духовной литературе на чувашском языке), её работа – это шаг к изучению истории и специфики развития протестантизма среди неславянских
народов России, в частности, чувашей.
В своих диссертациях авторы используют широкий круг источников: документы государственных исторических, церковных и семейный архивов, письменные и устные воспоми нания верующих, публикации СМИ советского периода и
другие материалы. Многие документы, особенно в исследовании В.П. Бартова, впервые введены в научный оборот. Кроме того, авторы основательно проработали историографию избранной темы. За прошедшее время диссертации не утратили
своей актуальности и представляют интерес для читателей, интересующихся историей христианства в России.
Работа В.П. Бартова, безусловно, является более зрелой. Она насыщена многочисленными фактами и серьёзными аргументами в пользу каждого сделанного вывода. Здесь сказываются не только увлечённость автора, его глубокая погружённость в тему и компетентность, изобилие собранного материала, но также более обширный жизненный и исследовательский опыт и опыт церковного служителя, не понаслышке знающего проблемы, корни которых уходят в прошлое (например, раскол церкви ЕХБ в 1961 г.). Надо сказать, автор ещё в начале своих занятий в магистратуре СПбХУ проявил серьёзный интерес к истории евангельско-баптистского движения в Тульской области. Первая же его курсовая работа по истории одной из общин г. Тулы получила высокую оценку и привлекла внимание специалистов. На протяжении учебы В.П. Бартов занимался сбором материала для диссертации и достиг достаточной компетентности в избранной теме. В настоящее время он продолжает свою исследовательскую работу, подготовив ряд статей по истории церкви ЕХБ в Тульской области.
Вместе с тем, и диссертация А.С. Павловой содержит чрезвычайно интересный материал по истории общин ЕХБ Чувашии. В контексте данного региона автор описывает церковную и бытовую жизнь верующих ЕХБ послевоенного периода, их отношения друг с другом и с окружающим обществом, что до сих пор остаётся малоизвестной темой даже в протестантской среде.
Таким образом, обе работы открывают перед читателями мир русского протестантизма последних десятилетий советской эпохи (В.П. Бартов, впрочем, затрагивает и более раннюю историю евангельских христиан и баптистов Тульского
региона). Данная книга представляет интерес для историков, религиоведов, раеведов, конфессиональных служителей, изучающих опыт своих предшественников, студентов христианских учебных заведений, а также для всех читателей, желающих глубже ознакомиться с региональной историей христианства в России.

Татьяна Кирилловна Никольская,
старший преподаватель СПБХУ,
кандидат исторических наук,
член Союза писателей России